Система 5 Колец. Статьи о методе

 

Операционная система «Пять колец» 
 

Введение

Операционная система (ОС) «Пять колец», по своей сути, является невербальным языком для того, чтобы мы могли полнее войти в момент настоящего, а такое положение тесно ассоциируется со сверхмастерством в любом нашем начинании. Эта система разработана в дополнение к нашим нынешним моделям и методам, она восполняет недостающий элемент в мозаике изменений.

Столь эффективной и уникальной эту систему делает проверенное и испытанное сочетание методов обучения и изменений, собранных со всего мира. Поскольку движение является фундаментальным свойством Природы, Стюарт Хеллер использует язык движения для сведения базовых принципов, стратегий и методов самых разных дисциплин в модульный и масштабируемый инструмент, который можно приспособить для широкого диапазона целей и задач.

Двигательное мышление постоянно напоминает нам о запутанном и, тем не менее, в основе своей простом внутреннем танце, который поддерживает наши восприятия, толкования, действия и выбор. Вот почему в основе всех упражнений и практик, предлагаемых в нашей программе, лежит движение.

Черпая вдохновение в классических традициях и Востока и Запада, язык Пяти колец придаёт особое значение эстетическому аспекту жизни. Сам по себе этот термин изначально был связан с «восприятием смысла», а как имя существительное, «эстетика» связана с некой совокупностью принципов.

Красота не может быть ограничена и сведена лишь к одной вещи. Она затрагивает тебя всего целиком. Если подходить к жизни с позиции красоты, то у всего имеется множество аспектов. Поэтому, мы используем такие термины как «Огонь», «Вода», «Ветер», «Земля» и «Пространство» и т.д., для того, чтобы говорить о широком диапазоне самых разных вопросов, аспектов, качеств, поведения и т.д., которые каким-то образом связаны между собой как члены одного семейства.

В нашем исследовании мы уделили особое внимание внутренним взаимоотношениям между умонастроением, намерением и действием. ОС «Пять колец» особенно ценна как набор инструментов для усиления невербальных компонентов нашего отношения: состояния ума, как центра; чувства, как мышечного состояния, манеры себя держать, как динамической позы; и предрасположенности, как готовности двигаться каким-либо особым образом.

Этим способом мы можем более эффективно разбираться с бюрократией и сделать свой путь к достижению целей более гладким.

Разработанные нами упражнения с использованием ОС «Пять колец» автоматически связывают вашу психе (душу) с мышцами и энергиями, тем самым помогая вам полнее войти в момент настоящего. Действуя таким образом, вы достигаете более масштабных и впечатляющих результатов.

Бытует мнение, что картинка стоит тысячи слов. Для того, чтобы выстроить мост между многомерным миром движений Природы и нашей обычной жизнью, Стюарт изобрёл язык визуальных знаков или символов для фиксации естественно многомерной природы движения.

«Символы служат для выражения идей. Слова служат для объяснения символов. Тот, кто держится за слова, не доходит до символов. Тот, кто держится за символы, не доходит до идей».

(Ван Пай. III век н.э.)

Наша история начинается с понимания того, что свойственно многим традициям: быть человеком, значит стоять в центре динамичного поля осознания и энергии.

Всем хорошо известен образ этой идеи в исполнении Леонардо Да Винчи. Мы видим человека, простирающего себя, чтобы заполнить свое эмпирическое пространство. Человек этот лицом своим обращён и прямо вперёд и в сторону. Это признание того, что мы живём в трёхмерном мире.

Если прибавить к этому образу тонкости динамического баланса и центровки, то мы получим один из главных визуальных символов ОС «Пять колец». Ты есть динамическое поле осознания и энергии.

 

Жизнь движется сквозь меня и вокруг меня, вертикально, горизонтально, влево и вправо. Жизнь также движется вовнутрь и вовне, как пульс сердца или ритм дыхания.

В движении жизни я могу наблюдать (и действовать) из позиции позвоночника и головы, которые наделяют меня силами восприятия, толкования и принятия решения. Я могу наблюдать и действовать из позиции рук и ладоней, которые наделяют меня силой дотягиваться, прикасаться и держать.

Я могу наблюдать и действовать из позиции ног и стоп, которые дают мне силы балансировать, поддерживать и двигаться в пространстве. Я могу наблюдать и действовать из позиции своего центра ритмов, который наделяет меня силами спонтанности и контроля.

Исследования Стюарта прежде всего были направлены на объединение теории систем в области границ и пограничных реакций с ответными реакциями животных на стресс, оценкой психологических стилей, звериных стилей боевых искусств и китайским взглядом на иммунную систему («духи-защитники») как на целостную системную функцию.

Прорыв произошёл тогда, когда Стюарт впервые прочёл «Книгу Пяти колец: Руководство по стратегии» Миямото Мусаси, написанную в начале 17 века. Мусаси считает, что секрет достижения успеха в любом начинании состоит в том, чтобы применять те же стратегии, которыми пользуется Природа.

По Мусаси, секрет в «постижении принципа своим сердцем и умом состоит в том, чтобы впитать учение своим «телом»».

--------------------------

Далее следует краткое введение в визуальные символы (знаки-образы) и движения, с которым они соотносятся.

Начнём с внешнего Кольца, обиталища наших повседневных ответных реакций на то, с чем мы встречаемся по жизни.

Операционная система «Пять колец»
Внешнее кольцо

Внешнее кольцо – это аналог границы клетки, самого примитивного органа, который и отмечает тебя как отдельное существо, и служит в качестве области взаимодействия или органа взаимоотношений. Это похоже на эктодерму или наружный слой эмбриона, который позднее становится и наружным слоем кожи и нервной системой. Среди прочей имеющей здесь место активности, мы сосредотачиваемся на том, как граница, или тело, или существо реагируют на то, что приходит из внешнего мира.

 Кирпичики нашего движения – это четыре основных способа реагировать на происходящее. С этой точки зрения видно, как сильно это резонирует со взглядом китайской медицины на иммунную систему, которую китайцы называют «вей ци» или «духами-защитниками границы».

 Мастер боевых искусств размышляет над этими реакциями и состояниями ума. Знаки-образы этого кольца соотносятся с четырьмя движениями нашего внутреннего упражнения «духи-защитники». Работая с пограничными реакциями людей, вы можете гораздо быстрее и вернее сформировать свои отношение и присутствие для того, чтобы они лучше подходили для данной ситуации и ваших целей. Мы обнаружили сильную взаимосвязь между ответными невербальными реакциями на столкновения и многочисленными оценочными инструментами четырёх квадратов.

Среднее кольцо

Среднее кольцо – это аналог мезодермы или промежуточного слоя эмбриона, источник мышц, костей, соединительных тканей, а также дермы или промежуточного слоя кожи. Из всех видов деятельности здесь мы сосредоточимся на наших реакциях и на том, как мы за них держимся.

Кирпичика нашего движения суть четыре основных семейства или спектры чувств. Особый интерес представляют отношения между мышечными и эмоциональными состояниями.

Мастер внутренних стилей боевых искусств, цигуна, или практик йоги будут использовать всё своё тело для того, чтобы сохранять определённую стойку, желая активизировать её особую энергию и чувство. Гуру современного менеджмента Питер Друкер рекомендовал нам «встать во главе собственных стратегий» для того, чтобы повысить уровень своих лидерских способностей.

 Знаковые образы в среднем круге соотносятся с восемью стойками нашего внутреннего упражнения «Формы чувств». Наращивание эмоционального мышечного контроля является для человека бесценным ресурсом.

Внутреннее кольцо

Внутреннее кольцо – это обиталище изначальных движений и структур. Это аналог эндодермы или внутреннего слоя эмбриона, источник эпителия, клеток, выстилающих внутренние полости и органы, включая желудочно-кишечный тракт. Из всей активности здесь фокус нашего внимания лежит на двух взаимодополняющих функциях систем:

 1)      Поддержание фундаментальной целостности человека.
Практика центрированного присутствия.

2)      Поддержание открытости потоку жизни.

Практика восьми потоков.

 Знаковые образы во внутреннем кольце соотносятся с этими двумя внутренними упражнениями, предназначенными для усиления способности вновь обретать свой центр в любое время и в любом месте и для наращивания своих эмпирических и экспрессивных способностей.

 Внутреннее упражнение «Восемь потоков» усиливает и расширяет область динамического баланса человека – путь к подлинному влиянию на отношение, стиль и присутствие. В частности, акцентирование осей «вверх-вниз» и «вперёд-назад» создаст возможность осмыслить и изменить многочисленные и кажущиеся неизменяемыми условия.

 Эти небольшие изменения откроют путь к прямой работе с одним из наиболее важных учений Индии, учении «Клешас» или «Пяти причин страданий». Наращивание способности менять балансы растворяет тот клей, из-за которого человек залипает в прошлом.

  Примечание: Мы привыкли истолковывать образы как визуальные метафоры слов. Знаковые образы Операционной Системы «Пять колец» скорее напоминают архетипы и изначальные движения. В этом -- вклад Стюарта в изучение мышления китайцев
Интервью Стюарта Хеллера, опубликованное в журнале "Штат"
 

Земля и Ветер

Большую часть времени Стюарт Хеллер обучает коучей, тренеров, разрабатывает программы для многочисленных тренингов, на которых людей учат при помощи слов. Но у Стюарта есть и своя обучающая программа, посвященная невербальному коучингу, а недавно появилась и ее российская версия. Материалы и книги Стюарта переводятся на разные языки мира. Последователи есть и в США, откуда родом Стюарт, и во Франции, Испании, Турции, Китае, России. Сам метод невербального коучинга не требует перевода, он затрагивает язык, понятный всем, – невербальные проявления человека во вне и их влияние на других. Вся суть метода выражается парой фраз – то, как мы движемся в пространстве, отражается на том, как мы движемся по жизни; изменяя то, как мы движемся в пространстве, можно изменять то, как мы движемся по жизни. Сведению сути метода к такой простой формулировке предшествовали годы исследований и кропотливого труда.

Стюарт, как вы создавали свой метод «5 колец»?

Я учился 50 лет назад. В 13-15 лет я познакомился с несколькими различными дисциплинами. Естественные науки донесли до меня идею, что во вселенной есть смысл;  единоборства научили обращать внимание на то, что происходит вокруг и пониманию - то, как я себя позиционирую, может влиять на ситуацию. Параллельно я осваивал различные дыхательные методы. Я изучал семантику и понял, что язык вовлекает в отношения и тело и разум - язык, по сути, одновременно вербален и невербален. В университете я занимался теорией систем и защитил диплом по математике. Затем изучал танцы, это было новым аспектом для самовыражения. Изучение балета, танго, джаза и дало толчок к созданию метода невербального коучинга.

Начало исследований было связано с изучением вопросов центровки. Из этого родился целый спектр новых вопросов – каковы отношения между умом, телом, духом? Что об этом говорят традиции разных народов? Изучая разные факторы, я искал универсальный язык и пришел к пониманию: говорим ли мы о теле, уме, чувствах, духе – язык движения присутствует всегда. Осознав это, я начал вычленять алфавит языка движений для создания того метода, которому я сейчас обучаю.

Есть ли название у вашего метода?

Когда в университете мне нужно было дать ему научное название, я назвал его «психология движения». «Психология движения» не есть описание того, как движутся люди, а способ посмотреть на психику человека с точки зрения движения. Например, если мы подумаем о человеческом сердце, базовое движение – пульс, биение, которое транслируется в движение потока, и есть «сердце языка».

В чем суть вашего метода невербального коучинга?

Однажды я разрабатывал для корпоративного клиента тренинг, который они затем проводили во многих крупных корпорациях – «Мастерство прорыва». Обучение велось на протяжении нескольких дней. Участники получали новый опыт, новое ощущение себя – уверенность в себе. И тогда возник вопрос – а можем ли мы гарантировать, что участники, пережив новый опыт, действительно обретут уверенность в себе? И еще более острый вопрос: «Почему этот опыт «прорыва» не сохраняется в обычной жизни?» И тогда я понял, что этот вопрос поможет мне мою (тогда еще базовую) теорию превратить в простой, но действенный метод.

Почему так трудно меняться?
Я бы спросил по-другому – почему так трудно меняться особенно тогда, когда мы разумны, мотивированы, обладаем умением и опытом? Кажется, мы должны легко изменяться?! Но этого не происходит. Полагаю, влияет несколько факторов.

Прежде всего, привычки. Люди имеют невероятно богатый опыт необычных состояний – на тренингах, в других смоделированных ситуациях. Но когда они возвращаются к обычной жизни, новый опыт не переходит в жизнь, так как в обычной жизни человеком управляет множество привычек, создающих ощущение «нормальности». Необходимо найти новый способ понимания и принятия системы привычек. Я ввел даже термин «бюрократия привычек». Эта «бюрократия» поддерживает ощущение того, что все «в порядке» и защищается от любых изменений. Более того, сознательное желание человека меняться рассматривается как пришедшее извне, враждебное.

То же самое можно видеть во многих компаниях. Например, генеральный директор имеет новое видение, делится им, люди осознанно говорят: «да!», но их привычки отказываются принимать изменения. По сути, руководитель компании говорит на языке видения, а все остальные – на другом языке.

Когда дело касается желания отдельно взятого человека меняться, это намерение нужно перевести на язык «бюрократии привычек» – протоколы, процедуры, порядок действий. «Бюрократия» не понимает слов человека: «я хочу быть счастливее». Но если мы замечаем, что в позе человека есть тяжесть (состояние «вниз»), то очень легко объяснить «бюрократии», как из этого положения переместиться «вверх» - и именно там «бюрократия» почувствует себя счастливее.

Практически мой метод состоит в том, что разговор ведется на двух уровнях: один на уровне сознания, а второй - с «бюрократией привычек» собеседника. Задача тренера - помочь человеку наладить эффективный контакт со своей «бюрократией», научить работать с собой, чтобы в дальнейшем я, как коуч, уже не был ему нужен. Тренеру нужно научиться так «танцевать» с человеком, чтобы не раздражать его «бюрократию» и не давать скучать его сознанию.

Почему этот метод применим как для отдельного человека, так и для корпорации?

Теория систем говорит, что система человека и корпоративная система обладают одинаковыми базовыми свойствами – и там, и там работает «бюрократия привычек». И если не каждый может разглядеть все свои привычки, то их легко обнаружить у коллеги. Хочу упомянуть один важный принцип. Существует граница между личным и профессиональным. В бизнесе не принято много говорить о психологических вопросах, глубоко вдаваться в личные истории – это мешает бизнесу. То, что практикуем мы, доступно любому человеку. Упражнения можно записать на видео. Можно наблюдать различия между людьми, видеть паттерны. Я считаю важным тот факт, что язык движения не несет критических суждений – один движется так, другой по-другому. Это не плохо и не хорошо. А главное, если виден паттерн, то легко понять, что нужно сделать, чтобы его изменить. Язык движений по своей природе уважителен. Он способствует быстрым, эффективным и подлинным изменениям.

Какие качества сотрудников компании можно развить при помощи этого метода?

Самые разные. Речь может идти об уверенности и спокойствии, о вдохновленности и радости, о чрезмерном контроле или его отсутствии, об эмоциональности или о большей влиятельности. У каждого качества и чувства есть «прописка» в теле человека. Находясь в одной позе, имея одно положение тела, человек транслирует в мир уверенность, а находясь в другой – растерянность. Можно излучать счастье или заинтересованность (и действительно быть в этот момент счастливым или заинтересованным). Понимая эту взаимосвязь, можно достигать нужного, соответствующего контексту состояния - через изменение положения тела, через позу, через движения. Мы умеем всё, просто не всегда знаем об этом или привыкли к определенным позам и положениям. Я - за осознанность, многообразие и адекватность моменту. Любой человек может освоить весь спектр невербального языка, но иногда достаточно внести новый штрих, дать понимание и свободу для эксперимента.

Как строится ваша работа с клиентом?

Я смотрю на клиента и стараюсь определить - есть ли какие-либо невербальные паттерны? Спрашиваю клиента, проявление какого качества он хотел бы в себе увеличить. Проявление  какого своего качества он бы хотел уменьшить? Если это качества из одной категории, если есть «поддержка» движением, то это поможет соединить естественное «Я» клиента с теми качествами, которые ему необходимы для эффективного выполнения его рабочих обязанностей.

Чтобы клиентам было легче работать, я создал меню изменений, по которому клиент может выбрать с чем работать на данном тренинге или коуч-сессии. Например, генеральный директор говорит о развитии, росте персонала. Я провожу собеседование с ним, чтобы понять, каких изменений в людях он хочет, потом опрашиваю людей и выявляю, чего хотят они. В работе с корпорациями мой главный клиент – компания, в работе вне компании мой главный клиент – человек.

Многие запрашивают повышения уверенности, но, например, в производстве и в продажах уверенность в себе означает разное, так как у сотрудников разные условия труда. Поэтому дополнительно я интервьюирую менеджеров по персоналу или руководителей подразделений компании, чтобы более точно понимать функциональные обязанности сотрудников.

Удивительно – вот так можно выбрать качество из «меню» и по мановению «волшебной палочки» его получить?

В качестве ответа Стюарт приглашает посмотреть свою работу на индивидуальной коуч-сессии (по согласованию с клиентом). Клиент – собственник компании. Ситуация: «Люди меня не слушают. Когда я разговариваю с подчиненными, то между нами словно идет баталия». Через некоторое время наш разговор со Стюартом продолжается:

- Сначала я слушал слова, потом посмотрел, как клиент сидит на стуле, а потом попросил его представить, что он говорит с одним из тех, кто его «не слушает». Я стараюсь увидеть невербальный паттерн, который объяснит мне, почему у клиента именно такой запрос. Паттерн связан с властностью. Если человек не ощущает себя сильным, то он может начать командовать, быть жестким. Невербально это связано с одним из центров тяжести, если у человека нет уверенности, то центр тяжести смещен в верх, к голове, а когда человек говорит с нами из головы, то это ощущается как «сверху- вниз». В собеседнике это вызывает ощущениеагрессии, воспринимается как неуважение,  этому хочется сопротивляться, противостоять. Я заметил, что клиент сидит очень глубоко, у самой спинки стула, центр тяжести высоко: сзади и сверху – в моей системе «5 колец» это называется качеством «ветра», а одно из нежелательных проявлений стихии «ветра» - на заднем плане работает ощущение гнева. Можно видеть, что если что-то идет не так как хочет клиент, то для того чтобы идти «вверх», ему приходится прикладывать много усилий. В этом случае в глазах собеседника он выглядит «не в контакте», собеседник интерпретирует это как отсутствие заботы, как вещание сверху вниз, а не разговор с ним.

Я понял - клиент хотел невербального качества «земля», отражающего веру в себя, присутствие, пребывание в моменте, простоту и основательность. Мне нужно было научить этому качеству «бюрократию» клиента. Для проверки своей догадки я предложил провести эксперимент. Я предложил клиенту сдвинуться чуть вперед к краешку стула. Моментально изменилось выражение лица. Вместо напряженности, отдаленности, гнева лицо открылось, из глубины стала проявляться простая улыбка, человек помолодел и ободрился, стал ближе к собеседнику.

При этом центр тяжести изменил свое положение, сам собой пошел вниз. Когда центр тяжести смещается вниз, а ты сидишь подавшись вперед  - для собеседника становится очевидным, что тебе не нужно ничего доказывать. Не нужно продавливать идею, можно просто говорить то, что думаешь.

Когда клиент испытал свое новое положение, поговорив с коллегами по бизнесу, он моментально отметил разницу - подчиненному хотелось слушать, ничто не мешало принимать просьбы руководителя.

Настоящие изменения происходят благодаря работе с «бюрократией» клиента. Я предложил клиенту сесть в его прежнюю позу и что-то попросить. Ему самому стала очевидна разница, а между новой невербальной позицией и старой привычкой установилась взаимосвязь, таким образом,его старая привычка получила уважение и это подвигло «бюрократию» не сопротивляться изменениям. Клиент стал сам замечать признаки, показавшие различия, держать в фокусе внимания положение своего тела во время разговора.

Почему к вам обращаются руководители компаний?

Часто клиенты сами меня находят. Мне много приходится работать с руководителями компаний, директорами кадровой службы – я и мои последователи работают и с командами различных корпораций и лично с топ-менеджерами. Я объясняю это тем, что многие руководители компаний уже не раз пытались измениться сами или внедрить изменения в своей компании, но результата не было. Работая с методом невербального коучинга, люди получают инструмент, который позволяет меняться и им самим, и их сотрудникам. Наш подход особенно ценен, когда вербальные методы не сработали или не привели к нужным изменениям и ожидаемым результатам.

Я работаю с очень разными людьми - артистами, учеными, инженерами, но чаще имею дело с руководителями высшего звена. Это люди, от чьих решений многое зависит. Метод невербального коучинга действует на любом уровне. Мы обучаем коучей работать с клиентами даже по телефону. Метод применим как индивидуально, так и в группе, причем, наблюдая за особенностями движений других людей, человек начинает лучше понимать свои собственные невербальные проявления и учится эффективному взаимодействию. Образ действий влияет на образ мыслей, на образ чувств. Поэтому применение метода влияет на состояние и у нас есть различные тренинги для самых разных сфер деятельности. Наиболее востребованными сейчас являются тренинги направленные на эффективное присутствие, развитие эмоционального интеллекта, преодоление сложностей и двусмысленности.

Приведу пример. Не очень давно я провел командный проект для одной международной компании. Команда одного из подразделений не сработалась, люди враждовали друг с другом. В этот момент меня пригласили разобраться в ситуации. Вместо того, чтобы выслушивать все слова, я применил язык невербальных стоек. Люди стали замечать, что они относятся к тому или иному типу. Один из наиболее непримиримых принадлежал к стихии «земли», а другой - к стихии «воды». Когда они использовали одни и те же слова, они имели ввиду разное, давали друг другу невербальные подсказки, но этим только путали друг друга. Мужчина, представитель стихии «воды», в сложных ситуациях отступал, демонстрируя силу воды, а женщина, представительница «земли», воспринимала это как слабость и наступала. Работая по моему методу они научились новым способам распознать то, что имеет ввиду другой.

Почему ваш подход хорошо работает в бизнесе?

Метод работает быстро, эффективно и оригинально. Кроме того, изменения, которые происходят в «бюрократии привычек» остаются на уровне сознания и сохраняются все время, пока вы уделяете данному вопросу внимание.

Кто в России проводит программы по данному методу?

Я начал работать в России 17 лет назад. В один из своих приездов я работал с тренерами компании «Консалтинговая группа Руна». Тема нашей первой встречи: «Как стать лучшим продавцом». С тех пор мы работали еще много раз. В 2011 году в России была основана Международная школа невербального коучинга. Возглавляют Школу Ася Вангер и Люся Карклэ - единственные на сегодняшний день в России сертифицированные коучи и тренеры метода «Невербальный коучинг. Система 5 колец». Осенью прошлого года стартовал первый сертификационный курс для тридцати тренеров и коучей из России, Украины, Прибалтики. В марте этого года пройдет сертификация участников, а в апреле начнется уже новое обучение на первом модуле программы. Могу сказать без лести - русские люди обучаются методу невербального коучинга лучше, чем кто-то другой. Для меня это глубочайшее удовольствие, и я готов продолжать продвижение своего метода именно в России.

С чем связан такой интерес к методу со стороны российских тренеров?
Похоже, что русские люди по-настоящему высоко ценят естественность, для них важно быть естественными. А это, на мой взгляд, и есть суть всей нашей работы – найти красоту и силу в себе истинном.

Беседовала Лада Фишер

***

Стюарт Хеллер - профессор психологии,  кандидат математических наук, сертифицированный гипнотерапевт, мастер цигун, обладатель черного пояса карате (10-й дан) и карате кенпо (7-й дан). Сооснователь аккредитованной государственной программы обучения в области холистической медицины. Исследует вопрос соотношения вербального и невербального в человеческой жизни, специализируется на лидерских навыках и сложноизменяемых привычках, является автором метода невербального коучинга «Система 5 колец».

О методе невербального коучинга «Система 5 колец»

Метод  «Система 5 колец»  базируется на многогранном исследовании того факта, что на достижение целей влияет не только то, что мы делаем, но и то, что и как мы думаем, как мы справляемся с собственными эмоциями, как мы реагируем на стресс и давление, и даже то, как мы сидим, стоим, ходим, протягиваем руку... Иными словами, мы сами являемся первой организацией, которой необходимо научиться управлять.

Метод создавался Стюартом Хеллером на протяжении многих лет. В 1960 году, когда ему было 13 лет, Стюарт начал эксперименты с дыханием, изучая, как изменение дыхания влияет на восприятие, эмоции и мысли. Занимаясь созданием метода, он изучал классический балет и современный танец, исследуя взаимоотношения между физическим контролем и эмоциональной выразительностью. В 24 года Стюарт приступил к работе над диссертацией в Институте гуманистической психологии, исследуя взаимоотношения разума и тела. Далее исследование обретает новый фокус: Стюарт ставит целью смоделировать невербальную глубинную ментальную установку, внутри которой функционирует данная дисциплина. К 2004 году Стюарт завершил создание метода, применимого к самым различным человеческим и организационным ситуациям.

Название  метода невербального коучинга «Система 5 колец» позаимствовано у  японского писателя Миямотто Мусасси, автора книги о стратегиях «Книга 5 колец». В Методе невербального коучинга говорится о пяти внутренних состояниях и присущих нам стратегиях поведения - решительность (земля), внимательность (вода), рефлексивность (ветер), вдохновленность (огонь) и осознанность (пространство).

Журнал "Штат", 1-2/2012

Оригинал статьи взят www.hrmedia.ru


Другие материалы о Методе С. Хеллера

 

"Взгляд на вашу работу", статья Кэрол Хеллер

 

  Не смотря на то, что многие характеризуют нашу работу как «работу с телом», мы смотрим на эту работу по-другому. При том, что мы работаем с людьми, живущими в своих телах, мы сосредотачиваемся не только на физическом аппарате.

Под «телом» мы понимаем наши мысли, действия, настроения, наше движение в пространстве, те слова, которые мы выбираем для высказывания, количество движения или неподвижности, нашу позу, то, как мы стоим или сидим – всё это делает из каждого из нас того человека, которого мы показываем миру и себе самому.

Для того, чтобы функционировать, наши органы не нуждаются в мыслях. Нет необходимости приказывать сердцу перекачивать кровь, а легким – набирать или выталкивать воздух; то же самое относится и к желудку, печени, пищеварительным или иным внутренним органам. Не было необходимости и учиться выполнять все эти действия. Они все были «заложены» в нашу физиологию.

Однако наши поза, физические действия, слова, установки и настроения и т.п. являются заученными ответными реакциями. Они не были «заложены». Бóльшая часть из этих заученных реакций впечатались в нас с раннего детства (импринты). Их то мы и показываем миру в качестве своей личности или своего стиля. Эти заученные ответные реакции есть то, каким образом мы вбираем и распространяем информацию и себе и другим людям.

В основе нашего учения находится убеждение, что наши мысли и движения настолько взаимосвязаны, что их трудно, если не невозможно, отделить друг от друга.

Простой пример: когда вы видите по-настоящему счастливого человека, какие внешние физические признаки дают вам об этом знать? Его улыбка, жестикуляция руками, какое-то приподнятое настроение, широко расправленные плечи и «грудь колесом», особенности движений и невозможность сидеть неподвижно, тон и громкость голоса – всё это будет указывать на то, что человек счастлив или радуется. Или, на языке движения, можно сказать, что его тело или поза находятся в динамике «вперёд и вверх».

Если вы встретились с человеком, находящимся в глубокой печали или депрессии, то внешние физические признаки будут совсем другими. Такой человек будет нахмурен; выражение его лица может быть «пустым»; скорее всего он будет сидеть неподвижно; жестикуляция будет либо скупой, либо отсутствовать вовсе; он сгорбится, а слова он будет произносить медленно, и говорить он будет тихим голосом. Всё это скажет вам, что человек находится в печали или депрессии. На языке движения можно сказать, что в его позе присутствует сильная динамика «вперёд и вниз».

Для новичка в нашем деле эти объяснения могут показаться тривиальными, но попробуйте сесть неподвижно, чтобы грудная клетка была опущена, вдавлена. Не двигайтесь и скажите себе: «Я счастлив» или что-то такое же хорошее. Это не сработает. Да и не сможет, потому что ваша форма (поза + движения – прим. переводчика) не способна удерживать эти мысли и чувства.

Теперь поменяйте свою позу, подайте грудь вперёд и вверх, улыбнитесь и, жестикулируя руками над головой, скажите: «Сегодня -- день самой глубокой депрессии в моей жизни». Не работает и не сможет работать, потому что такая форма не подходит для поддержания подобных мыслей и чувств.

Эти два простых примера показывают, насколько сильно «чувствуется, что что-то не так», когда слова не соответствуют данной форме. И пусть пример этот может показаться тривиальным, но сколько раз в течение дня человек обращает внимание на свою форму (позу) или наблюдает за тем, каким образом он взаимодействует с другими людьми и какие посылает им сигналы?

Заметьте, в какой форме (позе) вы находитесь сейчас, когда читаете этот текст. Если вы сидите, то как сидите? Есть ли напряжение в лице? Подтянут ли ваш живот? Стоят ли обе ваши стопы на полу? Задерживаете ли вы дыхание или дышите естественно, можете это определить? Ваша грудная клетка сейчас вдавлена, опущена или она наполнена воздухом и приподнята? Приподняты ли ваши плечи… так, что почти касаются ушей? Какое у вас сейчас выражение на лице?

Если какие-то из этих вопросов позволили вам проникнуть в тайны своей позы или формы, в которой вы находитесь, если у вас получилось что-то в себе изменить, то процесс пошёл.

Самое лучшее, что вы можете сделать, это знать, где находятся ваши ноги, где -- руки, спина, голова, где сейчас в вашей форме или позе работает дыхание. Это окажет сильный эффект на ваше настроение, общение и вербальное или невербальное взаимодействие с другими людьми.

 Если вы не можете определить, где вы находитесь, то вы не можете определить, где находится другой человек, и как он собирается повлиять на вас своими словами, жестами и настроением. Умение замечать, какую мы принимаем форму (позу) и как мы двигаемся в пространстве, чтобы достигнуть желаемого результата от взаимодействия, -- это начало

 

Стюарт Хеллер, Введение в Систему (англ.) 
 

The Five Rings Operating System
An introductory User’s Guide

Stuart Heller, Ph.D., 6th Dan

The Five Rings Operating System is, at its heart, a non-verbal language for bringing more of yourself to the moment, an attitude strongly associated with excellence, in any endeavor. It was designed to supplement our current verbal models and methods by offering a missing piece to the puzzle of change.

What makes this system so unique and effective is a proven and tested integration of learning and change methods from around the world. Because movement is a fundamental feature of Nature, Stuart Heller used a language of movement to draw together the core principles, strategies and methods of many disciplines into a modular and scalable instrument that can be tailored for a wide range of concerns and goals.

Movement thinking constantly reminds us of the intricate yet ultimately simple inner dance that sustains our perceptions, interpretations, actions, and choices. This is why movement forms the foundation for all the exercises and practice offered in our programs.

Taking its inspiration from the classical traditions of both East and West, the language of the Five Rings emphasizes the aesthetic dimension of life. The term itself originally referred to “sense perception.” And as a noun, an aesthetic can refer to a set of principles.

Beauty cannot be boxed in and limited to just one thing. It touches all of you. Engaging life through its eyes, everything has multiple dimensions. In this spirit, we use the terms Fire, Water, Wind, Ground, and Space to refer to a wide range of different issues, dimensions, qualities, behaviors, etc. that are all somehow linked by being members of a family.

Our research paid particular attention to the inter-relationships between: mind-set, intention and action. The Five Rings OS is especially valuable as a tool kit for leveraging the non-verbal components of attitude: state-of-mind as center, feeling as muscular shape, carriage as dynamic posture, and disposition as readiness to move in a particular way.

In this way, we can more effectively engage with the bureaucracy of habits and smooth the way to the accomplishment of our goals.

The practices we developed using The Five Rings OS automatically link your psyche with your muscles and energies, thereby, assisting you in bringing more of yourself to the moment. Acting from this perspective your results are more effective and far-reaching.

THE FIVE RINGS OPERATING SYSTEM

What follows is a short introduction to the visual symbols (icons) and the movements to which they refer. We begin with the outer Ring, the home of our everyday responses to life's encounters.

The Outer Ring

The outer ring is analogous to the boundary of a cell, the utterly primal organ that both marks you as an individual being and serves as the interface or organ of relationship. This is like the ectoderm or outer layer of the embryo that later becomes both the outer layer of the skin and the nervous system. Of the activities centered here, our focus is how the boundary/body/being responds to encounters.

Our movement building blocks are the four fundamental ways of responding to encounters.
Looked at this way, we see a strong resonance with Chinese medicine's view of the immune system, which they call, Wei Qi or Defending Spirits of the Boundary.

The martial artist meditates on these responses and states of mind. The icons in this ring reference the four movements of our Defending Spirits internal exercise. Working with your boundary responses, you can much more rapidly and authentically shape your attitude and presence to fit the situation and your goals. We have found a high degree of correlation between non-verbal encounter responses and many four-quadrant assessment instruments.

The Middle Ring

The middle circle is analogous to the mesoderm or middle layer of the embryo, the source of the muscles, bones, connective tissue, and dermis or middle layer of the skin. Of all the activities centered here, our focus is on our responses to our responses and how we hold them.

Our movement building blocks are the four fundamental families or spectrums of feelings. Of special interest is the relationship between muscular shapes and emotional states.

The internal martial artist, qi gong, or yoga practitioner will use their whole body to hold a particular stance with the desire of activating its particular energy and feeling. Peter Drucker, the modern management guru, recommended that you “take charge of your own energies" in order to optimize your leadership ability.

The icons in the middle circle reference the eight stances of our internal exercise, Shapes of Feeling. Developing greater emotional muscle control is an invaluable personal resource.

The Inner Ring

The inner circle is home to very primal movements and structures. It is analogous to the endoderm or inner layer of the embryo, the source of the epithelium, the cells that line internal cavities and organs, including the digestive tract. Of all the activities centered here, our focus is on two complimentary systems functions:

1) Maintaining one’s fundamental integrity. The practice of Centered Presence.

2) Remaining open to the flow of life. The practice of T'ai Chi Sphere: Eight Flows.

The icons in the inner ring reference these two internal exercises that are designed to strengthen your ability to recover your center, any time and any place and to broaden your experiential and expressive capacities.

The Eight Flows internal exercise stretches and strengthens your dynamic balance, a doorway to authentically influencing attitude, style, and presence. In particular, emphasizing the axes of Up/Down and Front/Back provide the keys to making sense of and shifting a great many seemingly unchangeable conditions.

These small shifts open the way to working directly with one of the most important teachings of India. This is the theory of the Kleshas or the Five Causes of Suffering. Cultivating the ability to shift between the balances somehow loosens the glue that binds you to the past.

A note: We are used to interpreting images as visual metaphors for words. The icons in the Five Rings OS are more like symbols for archetypes and primal movements. This is the contribution of Stuart's studies of Chinese thinking.

The Five Rings

An Introduction to a Language of Movement

Stuart Heller, Ph.D., 6th Dan

Throughout history people have used images drawn from Nature to talk about and make sense of the world. The hot brightness of fire became a symbol for the creative spark that can ignite and inspire the spirit. The formlessness of water, which takes on the shape of the container, the ungraspable movement of the wind and the solidity of the earth were also used as elements in a primordial language.

While this may sound strange to our modern Western mind, we can still find traces of this way of making distinctions in the modern scientific model of the four fundamental forces: electromagnetic, gravitational, and the strong and weak nuclear binding forces.

We also discover it in Jung's fourfold model of psychological types: thinking, feeling, intuition, and sensation, and in the organizational psychology models of Social Styles: Analytic, Amiable, Expressive, and Driver.

To assist you in your exploration of styles of encounter, we will using a map called the Five Rings. With it, you can harness your whole body perception and make purposeful shifts in the internal actions that sustain your habits. You will learn to do this in such a way that you will be able to transfer this movement study into your daily activities.

The best kown model of this elemental language is found in the writings of Miyamoto Musashi, a seventeenth century warrior. A Book of Five Rings: A Guide to Strategy has been an international classic for centuries and is now being read by a modern Western audience.

Drawing upon his experience in personal combat, he declared that predictability made one
unnecessarily vulnerable to one's opponents. Real power was cultivated by mastering all of the strategies. He believed that if you had access to each of them, you would become spontaneously creative and unpredictable. He called these strategies: Ground, Water, Fire, Wind, and Void (Space).

For Musashi, the essence of the Five Rings was to be found everywhere in Nature. That means that you already know these strategies, albeit not by these "exotic" labels.

In other words, even though we spend most of our time interacting with life and each other
through the medium of words, the real secrets of change and power lie hidden beneath verbal language in the primordial wisdom of Nature.

To realize the principle within your own heart,
do not just read, memorize or imitate, instead,
study hard to absorb these things into your body.

Miyamoto Musashi, A Book of Five Rings

An encounter is an encounter is an encounter.

From the point of view of your animal nature, it does not matter if what is approaching is a person, thing, work deadline, expectation, feeling, or a totally imagined event.

Through your responses, you create your world.

The way you respond forms a structure of thought, feeling, muscle, and energy that either supports you in being your best or serves as an obstacle to your positive desires and feelings.

The way you respond is also your mind-set.

Over time and through repetition, this becomes your personal infrastructure or “bureaucracy of habits.” Every different way of moving through life and responding to encounters has its corresponding psychological and behavioral aspects.

Understanding through doing.

Let’s begin with a simple imagination exercise that will show you that you already know about the non-verbal dimension of strategy and encounter.

 

What is happening?
How are you responding to this "imagined" encounter?
Are you more aware of your thoughts, your feelings, your muscular tensions,
subtle "energy" shifts, or of how you actually moved or wanted to move in response?

Albert Einstein strongly suggested that "the significant problems we have cannot be solved at the same level of thinking with which we created them."

What if the level that can solve the problem is not above, it's below? In the basic. In the nonverbal. In the shadows. In the foundation. In the archetypes. In the visceral. With the whole person and whole system.

Einstein also said that we should make things as simple as possible, but no simpler.

THE FIVE RINGS OF STRATEGY/RESPONSE

 

Using your visual intuition as your guide,
which of these are familiar and which seem unfamiliar?
Which would you like to add to your repertoire?
Which do you already use too often?

On the following pages, we unfold the four primal images to reveal their movements and how they impact our experience and behavior.

The 5th Ring, represented by the image of the human body, is the state from which you can easily access any and all of the primal movements and forces. Your capacity to access its power (the power of the Self) grows as you accept, appreciate, and work with all of the Rings.

Know yourself and know your enemy and you will win in every encounter.

Sun Tzu

The greatest enemies to your success are your unrecognized habits for handling the stress, conflic, powerful emotions, and unexpected changes that life's encounters can generate.

The (executive) warrior’s secret is to invest the time and energy in cultivating all the possible responses. This encourages your natural capacity to be versatile in action ~ the key to cultivating excellence in all spheres of your life.

___________________

THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF GROUND

 

Something approaches. I don't move.
The closer it comes, the more solid I become.

WHEN THE GROUND RESPONSE IS ACTIVATED

You are seen as decisive, powerful, independent, efficient, authoritative, and results-oriented. You are solid, calm, disciplined, able to slow down, and able to say no. You are sabotaged by the fear of failure and over-concern with not doing enough. Under pressure, you resist.

___________________

THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF WATER

 

Something approaches. I step back.
It continues coming forward. I continue stepping back.
It stops. I stop.
It moves away. I move forward and return.

WHEN THE WATER RESPONSE IS ACTIVATED

You are seen as cooperative, considerate, likeable, loyal, responsive, and a team player. You are open, appreciative, able to listen, resilient, and impressionable. You are sabotaged by the fear of rejection and over-concern with conflict. Under pressure, you adapt.

___________________

THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF WIND

 

Something approaches.
Sensing it at a distance, I begin to pull away.
As it gets closer, I move further away.
The more it tries to affect me, the more elusive I become.

WHEN THE WIND RESPONSE IS ACTIVATED

You are seen as thoughtful, unemotional, precise, logical, systematic, and non-aggressive. You are peaceful, dispassionate, objective, perceptive, and easy-to-move. You are sabotaged by the fear of being wrong and over-concerned with being perfect. Under pressure, you get out of the way.

___________________

THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF FIRE

 

Something approaches.
I step forward to meet it.

WHEN THE FIRE RESPONSE IS ACTIVATED

You are seen as inspirational, outgoing, dramatic, optimistic, competitive, and persuasive. You are happy, a risk taker, able to say yes, and emotionally expressive. You are sabotaged by the need for recognition and over-concern with not being enough. Under pressure, you keep going.

___________________

It is well accepted that a picture is worth a thousand words. To build a bridge between the multidimensional world of Nature's movements and our normal lives, Stuart invented a language of visual icons or symbols to capture the naturally multidimensional nature of movement.

Symbols serve to express ideas. Words serve to explain symbols. One who clings to words does not get the symbols. One who clings to symbols does not get the ideas.

Wang Pi, 3rd Century A.D.

Our story begins a realization that is common to many traditions, that is, to be a human being is to stand in the center of a dynamic field of awareness and energy.

Here is Leonardo Da Vinci's well-known image of this idea. We see a human being extending him/herself to fill their experiential sphere. This person is facing both straight ahead and to the side. This is a recognition that we live in a three-dimensional world.

Adding to this view more of the subtleties of dynamic balance and centering, here is one of the core visual symbols of the Five Rings Operating System. You are a Dynamic Field of Awareness and Energy.

 


Life moves through me and around me, vertically, horizontally, and from left to right. Life also moves outward and inward like the pulse beat of the heart or rhythm of the lungs.

As life moves, I can observe (and act) from the perspective of my spine and head, which grant me the powers of perception, interpretation and decision. I can observe and act from the perspective of my arms and hands, which grant me the powers of reaching, touching and holding.

I can observe and act from the perspective of my legs and feet, which grant me the powers of balance, support and motion through space. I can also observe and act from the perspective of my rhythmic center, which grants me the powers of spontaneity and control.

 

___________________________

 

Наверх