Принцип работы метода

Метод Хеллера делает акцент на трех идеях, которые не являются частью нашего базового образования:

1. Наши привычки работают как бюрократия, сопротивляясь изменениям и сохраняя прежний порядок.

2. Обучение, так же как и коммуникация, имеет очень большой невербальный компонент, в то время как львиная доля нашего образования и обучения приходится именно на вербальную часть.

3. То кем мы являемся проявляется в том, как мы идем по жизни, а это в свою очередь проявляется в том, как мы двигаемся в пространстве.  Исследуя наши движения, жесты, позы вместе с нашими историями и настроениями, мы можем создать новые привычки и новые способы переживать жизнь.

Метод Стюарта Хеллера базируется на многогранном исследовании того факта, что на достижение целей влияет не только то, что мы делаем, но и то что и как мы думаем, как мы справляемся с собственными эмоциями, как мы реагируем на стресс и давление и даже то, как мы сидим, стоим, ходим, протягиваем руку... Иными словами мы сами – являемся первой организацией, которой необходимо научиться управлять. 

Метод Стюарта Хеллера является системным подходом к обучению и процессу изменений, который проникает в привычные конструкции, не позволяющие людям использовать свои знания в полной мере. Практика, основанная на таком подходе, помогает достичь позитивных изменений даже в случаях жестких привычек и сильного сопротивления изменениям. 

Участники его программ часто говорят, что Стюарт облекает в слова и форму то, что они давно ощущали или знали, но не могли вербализировать. Стюарт мастер перевода тонких и глубинных материй в нечто ощутимое и практичное.

Метод, созданный Стюартом Хеллером ( USA), позволяет коучам и тренерам работать со следующими компетенциями и способностями своих клиентов:

  • сила и решительность;
  • уверенность;
  • эмоциональный интеллект (самосознание, самоконтроль,межличностное понимание и влиятельность);
  • системное мышление (рефлексивное и аналитическое мышление);
  • гибкость и приспособляемость;
  • творчество;
  • контроль;
  • восприимчивость;
  • вдохновение;
  • открытость-закрытость

А также с другими трудноизменяемыми паттернами (привычками) клиента, применяя в работе простой, красивый, современный и результативный инструмент.

Применение метода позволяет:

  • осознать собственные невербальные привычки, созданные в течении жизни
  • понять, как ваши поведенческие паттерны влияют на то, как вас воспринимают другие;
  • осознать собственные реакции на стресс, шок и давление. Изменить свою реакцию для получения желаемого результата;
  • изучить стратегии «естественного движения»;
  • перепрограммировать свои двигательные привычки;
  • получить навыки и практики для немедленного применения в профессиональной или личной сфере.

Сопроводительная статья к Открытому тренингу С. Хеллера

Невербальный коучинг. «Система Пяти Колец»

Руководство пользователю

Стюарт Хеллер, Доктор Философии

«Система Пяти Колец» в своей основе является невербальным языком для пребывания в состоянии осознанности здесь и сейчас и позволяет быть успешным в любых начинаниях. Система была создана с целью дополнить наши привычные вербальные модели и методы недостающей невербальной частью для возможности произведения изменений.

Проверенное многолетним опытом и опробованное по всему миру сочетание методов изучения и изменения сделала эту систему уникальной и эффективной. Так как движение является фундаментальным свойством природы, Стюарт Хеллер объединил язык движений с основными принципами, стратегиями и методами из многих дисциплин для создания модульного, расширяемого инструмента, который может быть использован для широкого спектра задач и целей.

Осознание динамики помогает нам разобраться в запутанном, но, в конечном счете, простом внутреннем танце, поддерживающем наше восприятие, интерпретации, действия и выбор. Именно поэтому движение является основой для всех упражнений и практик, проводимых на наших программах.

Будучи созданным на базе классических традиций Востока и Запада, язык Пяти Колец касается стороны жизни, связанной с ощущениями. Этот термин изначально был отнесен к «Чувственному ощущению». В качестве существительного «чувственное» может относиться к ряду принципов.

Красота не может быть заперта или сведена ко всего лишь одному предмету. Она заполняет вас полностью. Рассматривая жизнь с позиции красоты, что угодно приобретет множество измерений. Подобно этому мы используем значения Огонь, Вода, Ветер, Земля и Пустота для обозначения широкого спектра различных вопросов, аспектов, качеств, поведения и т. д. Все из которых, связаны между собой.

Особенное внимание в нашем исследовании было уделено взаимодействию между образом мышления, намерением и действием. Система «Пяти Колец» является полезным инструментом для использования невербальных компонентов положения (отношения, осанки), в котором образ мышления – центр, чувство – мышечная форма, манера держаться – осанка и размещение (поведение, нрав, манера, характер, желание, намерение) – готовность двигаться в определенном направлении.

В этом случае мы более эффективно можем справляться с «бюрократией привычек» и беспрепятственно достигать наших целей.

Разработанные нами практики на базе невербальной «Системы Пяти Колец» автоматически связывают ваш дух с вашими мышцами и энергиями, тем самым способствуя нахождению вашего «Я» в моменте. Поступая подобным образом вы достигаете более эффективных и перспективных результатов.

Всеми признан тот факт, что изображение имеет ценность тысячи слов. С целью провести мост между многомерным миром природных движений и нашей обычной жизнью, Стюарт Хеллер создал язык визуальных образов или символов, охватывающих по природе многомерную систему движений.

Символы помогают выражению идей. Слова служат для выражения символов. Тот, кто привязан к словам не понимает символов. Тот, кто привязан к символам, не поймет идей.

Ванг Пи, III век н.э.

Наша история начинается с осознания обычного для многих традиций убеждения в том, что человек находится в центре динамического поля сознания и энергии.

На этой картине изображен известный образ Леонардо Да Винчи. Мы видим  распростертого человека, заполняющего собой свое эмпирическое поле. Этот человек смотрит как вперед, так и в сторону, что доказывает существование трехмерного измерения жизни.

Этот образ, дополненный тонкостями динамического баланса и центрирования представляет собой один из основных символов невербальной «Системы Пяти Колец». Вы являетесь Динамическим Полем Сознания и Энергии.

Жизнь протекает через меня и вокруг меня, вертикально, горизонтально и слева направо. Жизнь также проходит внутрь и наружу, как такт биения сердца или ритм работы легких.

В течение жизни я могу видеть (и действовать) с ракурса моей сущности и разума, дающих мне энергию осознания, интерпретации и принятия решений. Я могу обозревать и поступать через свои руки и кисти, дающие мне силы брать, касаться и держать.

Я также могу видеть и действовать через свои ноги и стопы, дающие мне силы баланса, поддержки и передвижения. Также, я могу смотреть и поступать исходя из области своего ритмического центра, наделяющего меня энергиями спонтанности и контроля. 

В своем исследовании Стюарт особое внимание уделил унифицированию границ и граничных реакций с животными реакциями на стресс, определением психологических типов, животными формами обороны и китайским медицинским видением иммунной системы (Защитные Духи), ставшим основой всей системы.

Прорывом стало первое прочтение Стюартом Хеллером «Книги Пяти Колец: Путь Стратегии», написанной Миямото Мусаси в начале семнадцатого века. Мусаси верил, что секрет успеха в любом начинании кроется в применении стратегий, использованных самой Природой.

С его точки зрения секрет «осознания своего собственного сердца и разума заключается во впитывании учения всем телом».  

Невербальная «Система Пяти Колец»

Краткое представление визуальных символов (образов) и относящихся к ним движений. Мы начинаем с Внешнего Кольца, обители ежедневных реакций на жизненные события.

Внешнее Кольцо

Внешнее кольцо аналогично стенкам клетки, является первоначальным органом, являющимся отличительным признаком вашей индивидуальности и служащим оболочкой или органом для отношений. Это подобно эктодерме или внешней оболочке зародыша, которая со временем превращается во внешний слой кожи и нервную систему. Из всех функций этого слоя, мы фокусируемся на вопросе как граница (стенка), тело, существо реагирует на раздражитель.

Блоки построения наших движений являются четырьмя фундаментальными способами реакции на раздражитель. Рассматривая вопрос с этой позиции, мы видим большой резонанс с китайским медицинским взглядом на иммунную систему, имеющую название Wei Qi или Защитные Силы Границы.

Искусный воин размышляет над этими реакциями и душевным состоянием. Образы в кольце относятся к четырем движениям внутренней тренировки наших Защитных Сил. Работая со своими граничными реакциями, ваши сознание и присутствие намного быстрее и достовернее будут соответствовать ситуации и вашим целям. Нам удалось найти высокий уровень корреляции между невербальными реакциями на раздражитель и многими четырехсекторными оценочными инструментами.

Среднее Кольцо

Среднее кольцо аналогично мезодерме или средней оболочке эмбриона, включает в себя мышцы, кости, соединительную ткань и дерму или средний слой кожи.

Блоки построения наших движений – это четыре основных рода или спектра чувств. Особый интерес вызывает взаимосвязь между мышечными формами и эмоциональными состояниями.

Воин духа (внутренний воин), qi gong, или практик йоги использует все свое тело, чтобы удерживать конкретное положение с целью активации его особой энергии и ощущения. Питер Друкер, гуру современного менеджмента, советует «быть ответственным за собственные энергии» для улучшения лидерских качеств.

Образы в среднем кольце относятся к восьми позициям нашего внутреннего упражнения «Формы чувств». Развитие в себе большего эмоционального контроля над мышцами является бесценным персональным ресурсом.

Внутреннее Кольцо

Внутреннее кольцо является обителью для самых глубинных (основных) движений и структур. Оно аналогично эндодерме или внутренней оболочке эмбриона, включает в себя эпителий, клетки вдоль полостей и органов, включая желудочно-кишечный тракт. Из всех действий, совершаемых в этом кольце, мы фокусируемся на двух функциях системы:

  1. Поддержание фундаментальной целостности. Практика центрированного присутствия.
  2. Открытость к течениям жизни. «Практика Сфер Тайцзи: 8 Форм».

Образы во внутреннем кольце относятся к двум внутренним упражнениям для усиления вашей способности восстанавливать свой центр в любое время, в любом месте и разграничивать эмпирические и эмоциональные способности.

Внутреннее упражнение восьми направлений увеличивает ваш активный баланс - дверь к влиятельному отношению, стилю и присутствию. В частности, придав значение осям Вверх/Вниз и Вперед/Назад, мы получаем ключи к осознанию и значительному изменению многих, кажущихся неизменяемыми, состояний и обстоятельств.

Эти изменения дают возможность работать с одним из наиболее важных учений Индии. Это теория Клеша или «Пять Причин Страдания». Развитие в себе способности перемещаться между балансами каким-то образом ослабляет узы, привязывающие нас к прошлому.

P.S. Мы привыкли интерпретировать образы как визуальные метафоры к словам. Образы в «Системе Пяти Колец» являются в большей степени символами для архетипов и основных движений. Это вклад Стюарта при изучении Китайского мышления.              

«Мне  очень нравится сила и точность невербальных образов, созданных Стюартом. В них  есть  элегантная  простота,  простота,  которой достигаешь  после довольно сложных уровней, которая позволяет провести передаваемые знания сильно, ясно и внятно. Ты смотришь на его образы и они  двигают  тебя.  ты  чувствуешь  как  они  сдвигают тебя, когда ты принимаешь их внутрь, что добавляет к твоему концептуальному пониманию знание опыта. Я считаю, что именно из этого опыта и рождается истинное обучение».

Ким Фрерих Старший (ведущий) коуч в Newfield Network

«Работая по этому методу удалось выявить "дыры" в моей практике, которые преследовали  меня в течение многих лет. Мало того, что я смогла увидеть  паттерны, но мне еще дали упражнения для работы с ними… Эта совершенно уникальная практика является наиболее фундаментальной и полезной... и это так просто!»

Паула Чичестер, тибетский Нун и Учитель  

Наверх